Пишем простым и понятным языком о разных интересностях

«Явление Христа народу»: история шедевра Александра Иванова

В мире искусства есть творения, которые становятся не просто отражением эпохи, но настоящими символами духовной борьбы и поисков человечества. К таким шедеврам относится картина Александра Андреевича Иванова «Явление Христа народу», также известная как «Явление Мессии». Это произведение, над которым мастер работал почти двадцать лет, стало вершиной его творчества и оставило неизгладимый след в истории русского искусства.

«Явление Христа народу» — это гигантская картина, созданная русским художником Александром Ивановым (1806—1858) в период с 1837 по 1857 годы. В настоящее время она хранится в Государственной Третьяковской галерее в Москве (инв. 8016). Размеры полотна составляют 540 × 750 см. Сюжет картины основан на событии, описанном в первой главе Евангелия от Иоанна, — явлении Иисуса Христа во время крещения людей у реки Иордан. В центре композиции находится фигура Иоанна Крестителя (Предтечи), указывающего на приближающегося Христа. Иванов называл этот сюжет «всемирным» и стремился показать человечество в «решающий, определяющий его судьбу момент». Содержание картины раскрывается не через образ Христа, а через реакцию людей на его появление.

Идея создания монументального многофигурного полотна на тему «Явления Мессии народу» возникла у Иванова в 1833 году, когда он жил и работал в Италии в качестве пенсионера Общества поощрения художников. Примерно в то же время были начаты работы над эскизами и этюдами для будущей картины. Создание крупноформатного произведения растянулось на два десятилетия. В 1858 году, после 28-летнего отсутствия, Иванов вместе с полотном вернулся в Санкт-Петербург. Картина была показана в Зимнем дворце, где её осмотрел император Александр II, а затем выставлена в Академии художеств. Несмотря на то, что многие отдавали должное мастерству художника, не все отзывы о полотне были положительными.

Явление христа народу

В ожидании решения о дальнейшей судьбе картины Иванов заболел холерой и скончался. Через несколько часов после его смерти поступило известие о том, что император покупает «Явление Мессии» за 15 тысяч рублей серебром, а также жалует художнику орден Святого Владимира. В марте 1861 года полотно было отправлено в Москву для участия в выставке Общества любителей художеств. А в августе того же года вышел указ Александра II, в котором он сообщал, что передаёт картину в дар «устраиваемому в Москве Публичному музею». Таким образом, «Явление Мессии» стало одним из первых экспонатов картинной галереи Московского Румянцевского музея.

В 1924 году было принято решение о расформировании Румянцевского музея и передаче картин художников русской школы в Третьяковскую галерею. Однако «Явление Христа народу» было перемещено туда только в 1932 году, после завершения строительства пристройки со специальным залом. Владимир Стасов, известный художественный критик, писал, что в своей картине «Явление Христа народу» Александр Иванов «поднялся на громадную высоту» и создал произведение, не имеющее аналогов в русском искусстве.

Илья Репин, художник-живописец, называл «Явление Христа народу» «самой гениальной и самой народной русской картиной». Он подчеркивал удивительную живую выразительность полотна и его близость к сердцу каждого русского человека. Особенно выделял Репин живость и разнообразие, с которыми были изображены «два колоссальных характера» — Иисус Христос и Иоанн Креститель.

Михаил Алпатов, искусствовед, выделял богатство психологических оттенков, передающих духовную жизнь персонажей. Он писал, что картина «сохраняет своё огромное значение», свидетельствуя о высоком гуманизме художника и звуча как призыв к человеческому разуму.

Светлана Степанова, искусствовед, отмечала, что в процессе создания полотна художник «показал пределы академического стиля в решении сверхзадач, затрагивающих сферу сакральных смыслов». При этом он проявил себя как «спаситель» искусства «большого стиля» и предвестник новых путей реализации русской классической школы.

Арт-маркет "Красный Карандаш"

В 1836 году Александр Иванов начал работу над малым вариантом картины «Явление Мессии», который впоследствии послужил ему эскизом для большого полотна. В письме к отцу художник писал: «Я начинаю картину без соизволения Общества, ибо считаю потерей времени дожидаться их решения».

В письме в Общество поощрения художников, датированном 10 мая 1837 года, Иванов сообщал (имея в виду малый вариант будущего полотна): «Картину мою „Явление Мессии“ я было подмалевал, имея фигуры в третью часть роста человеческого: эту меру устроила мне крайняя нужда, в которой я находился до прибытия трудов моих в Петербург».

В том же письме художник сообщал, что для настоящей картины им заказан гигантский холст, «вышиною 8 аршин, а шириною десять с половиною». Гравёр Фёдор Иордан в своих воспоминаниях писал: «Он [Иванов] долго не решался начать её [картину] в огромных размерах. Мы часто сходились в мыслях: написать её в размере исторических картин Н. Пуссена. Однажды вечером он приходит в Cafe Bon Gusto и объявляет, что он решился наконец писать её больше, чем „Медный змий“ Бруни».

Летом 1837 года, во время осушки загрунтованного холста, художник предпринял поездку на север Италии для ознакомления с творчеством старых итальянских мастеров. Он также посетил Ливорно, чтобы «заметить типы еврейских благородных голов» и «набрать себе портфель для начатия картины». Осенью 1837 года художник снял новую, более просторную студию, расположенную по адресу Vicolo del Vantaggio, № 7. В конце сентября — начале октября Иванов сообщал в ОПХ, что картина «Явление Мессии» «вся уже урисована с лёгкой оттенкой одним тоном, так что можно уже видеть отчёт и выражение во всех частях её».

…И сегодня, спустя столетия после завершения работы, «Явление Христа народу» продолжает привлекать внимание зрителей со всего мира. Оно напоминает нам о вечных вопросах бытия, о поиске смысла жизни и веры, о том, как важно стремиться к свету и истине, несмотря на все трудности и сомнения. Полотно Иванова остается не только памятником художественного мастерства, но и мощным символом духовного пути, по которому идет каждый человек.