Пишем простым и понятным языком о разных интересностях

«Твиттер-машина» картина Пауля Клее написанная в 1922 году

«Твиттер-машина» (Die Zwitscher-Maschine) — акварель 1922 года, созданная швейцарско-немецким художником Паулем Клее с использованием гуаши, пера и туши, а также масла на бумаге. Как и многие другие работы Клее, эта картина сочетает в себе биологические и механические элементы, изображая схематично нарисованную группу птиц на проволоке или ветке, соединённой с ручным приводом.

Интерпретации этой работы сильно разнятся: её воспринимали как кошмарную приманку для зрителя, как символ беспомощности художника или как торжество природы над механическими достижениями. Её также рассматривали как визуальное представление механики звука. Первоначально выставленная в Германии, эта картина была объявлена Адольфом Гитлером в 1933 году «дегенеративным искусством» и продана нацистской партией арт-дилеру в 1939 году, после чего она попала в Нью-Йорк. Это одно из самых известных произведений из более чем 9000 работ, созданных Клее, и одно из самых известных изображений в Нью-Йоркском Музее современного искусства (MoMA). Картина вдохновила на создание нескольких музыкальных произведений и, согласно статье в журнале New York за 1987 год, была популярным предметом для украшения детских спален.

Машина для твиттера

На картине изображена группа птиц, в основном нарисованных линиями; все, кроме первой, привязаны к проволоке или, как выразилась The Washington Post, к «синусоидальной ветке». На голубом и фиолетовом фоне, который Музей современного искусства сравнивает с «туманной прохладной синевой ночи, сменяющейся розовым потоком рассвета», каждая птица имеет открытый клюв, из которого торчит заострённая или округлая форма, которую многие принимают за высунутый язык. Конец жердочки загнут. «Твиттер-машина» вызвала очень разные мнения о её значении, что, как предполагает «Искусство Гарднера сквозь века» (2009), характерно для работ Кли: «Возможно, ни один другой художник XX века не соответствовал тонкости Кли, поскольку он ловко создал мир двусмысленности и недосказанности, который побуждает каждого зрителя найти уникальную интерпретацию работы».

Изображение часто воспринималось как причудливое, а статья 1941 года в «Хартфорд Курант» описывает его как «характеризующийся изысканной абсурдностью книги Льюиса Кэрролла «Это был бриллиг и скользкие туве» и Биографического словаря Риверсайда, помещая её в «очень личный мир свободной фантазии». Иногда изображение воспринимается как довольно мрачное. Музей современного искусства предполагает, что, несмотря на «сокращённую пасторальность», картина вызывает «неприятное ощущение надвигающейся угрозы», поскольку сами птицы «кажутся ближе к уродливым проявлениям природы». Они предполагают, что «щебечущая машина» на самом деле может быть музыкальной шкатулкой, которая издает «дьявольскую какофонию», поскольку она «заманивает жертв в яму, над которой парит машина». Кей Ларсон из журнала «Нью-Йорк» (1987) тоже увидела угрозу в этом образе, который она описывает как «жестокую притчу о жизни художника среди обывателей»: «Как Чарльз Чаплин, застрявший в шестерёнках «Современных времён», они [птицы] беспомощно кружатся, их головы болтаются от усталости и пафоса. Язык одной птицы вылетает из клюва, словно восклицательный знак, подчёркивающий её мрачную судьбу — чирикать под принуждением».

Арт-маркет "Красный Карандаш"
Арт-маркет "Красный Карандаш"

Не делая выводов об эмоциональном воздействии, Веркмайстер в книге 1989 года «Создание карьеры Пауля Клее» видит намеренное смешение птиц и машин, предполагая, что эта работа является частью общего интереса Клее к «формальному уравнению между животным и машиной, между организмом и механизмом» (по аналогии с неоднозначностью между птицей и самолётом в ряде работ). Согласно Уи и Кеннеди (2008), картина часто интерпретируется как «презрительная сатира на лабораторную науку». Уроженец Швейцарии Кли преподавал в школе Баухауз в Германии в течение года, когда закончил этот рисунок тушью по акварели в 1922 году. Работа несколько лет выставлялась в Старой национальной галерее в Берлине, пока Адольф Гитлер не объявил её и многие другие работы уроженца Швейцарии Кли «дегенеративным искусством» в 1933 году. Нацисты изъяли картину и продали её в 1939 году за 120 долларов арт-дилеру в Берлине. В том же году нью-йоркский Музей современного искусства приобрел эту картину.

Хотя за свою жизнь Клее создал более 9000 работ, «Твиттер-машина» стала одним из самых известных его изображений. По словам Данто, эта картина — «одно из самых известных сокровищ Музея современного искусства».