Пишем простым и понятным языком о разных интересностях

Правдивые картины Василия Перова о жизни простых русских людей

В любой стране рано или поздно наступает время, когда необходимо что-то менять. И часто инициаторами этих изменений становятся личности, которые побуждают общество к переосмыслению. В русской живописи таким человеком стал Василий Перов. Он первым затронул запретную для многих поколений художников тему жизни простого народа, заглянув в самые скрытые уголки общественной жизни.

Картины Василия Перова и его необычное творчество оказали огромное влияние на общество того времени. Они побуждали к новому осмыслению и пониманию мира, где есть место справедливости, добру и пониманию. Художника не интересовала благополучная жизнь детей высших классов. Он изобразил поистине ужасные условия, в которых протекало начало жизни простого русского человека. Среди наиболее известных картин Василия Перова можно выделить:

«Чаепитие в Мытищах, близ Москвы», 1862 год. На картине Василия Перова «Чаепитие в Мытищах, близ Москвы» 1862 года мы видим несколько человек, сидящих за столом с самоваром и чашками.тВ тенистом саду за чайным столом сидит иеромонах. К нему с протянутой рукой подходит безногий слепой инвалид в ветхой, залатанной одежде. Рядом с ним стоит босой мальчик-поводырь в лохмотьях, с шапкой в руке. О судьбе старика рассказывают награды на его шинели, среди которых солдатский Георгиевский крест. Он — герой недавно закончившейся Крымской войны. Однако герои картины не спешат подавать милостыню или хотя бы угостить чаем несчастных. Служанка, обеспокоенная появлением попрошаек, пытается их прогнать. Главный же герой делает вид, что происходящее его вовсе не касается. Художник противопоставляет героев картины: с одной стороны — сытые, чистые и хорошо одетые люди, а с другой — нищие оборванные попрошайки. Мытищинская городская управа не приняла столь откровенно антиклерикальную работу. Но Павел Третьяков сразу же купил картину для своей галереи, где она выставляется и по сей день.

Чаепитие

«Тройка», 1866 год. На картине Василия Перова «Тройка», написанной в 1866 году, мы видим троих детей с собакой, тянущих тележку с бочкой на фоне зимнего пейзажа. Тройка» («Ученики мастеровые везут воду») — это произведение русского художника Василия Перова, которое в настоящее время хранится в Государственной Третьяковской галерее в Москве. На картине трое измождённых детей, которые, кажется, вот-вот упадут от усталости, тащат по зимней улице сани с бочкой, полной воды. Их лица выражают боль и страдания, вызванные непосильным трудом. Мальчик слева уже совсем измучен и едва держится на ногах. Его спутники, девочка справа и мальчик в центре, продолжают тянуть сани. Вода, льющаяся из бочки, замерзает на поверхности, что лишь усиливает ощущение холода, испытываемого детьми. Повозку сзади толкает взрослый мужчина, а ледяной ветер дует в лица детей. Компанию им составляет собака, бегущая справа перед повозкой. На примере этой сцены художник описывает один из ярких примеров эксплуатации детского труда. В то время крестьяне отправляли своих детей в город, где они становились «мастеровыми» и за скромное вознаграждение выполняли тяжелую работу. Название картины не случайно — автор сравнивает мастеровых с тягловыми лошадьми, которые везут тяжелый груз.

Тройка

«Старики-родители на могиле сына». На картине Василия Григорьевича Перова «Старики-родители на могиле сына» изображены два человека, сидящие на кладбище у могилы. Картина была написана в первой половине 1870-х годов. Её сюжет основан на заключительных страницах романа И. С. Тургенева «Отцы и дети». На полотне художник запечатлел двух пожилых людей, которые скорбят о своём сыне, скончавшемся от болезни. Старики изображены спиной к зрителю. Их фигуры поникли и сгорбились, передавая все чувства, которые испытывают родители, потерявшие своего ребёнка. Природа вокруг них неяркая, в приглушённых тонах, но в то же время безмятежная и вечная. Судя по тому, что могила уже зарастает травой и деревцами, можно предположить, что сын похоронен довольно давно. Картина полна символов. На могиле атеиста Базарова, литературного воплощения героя-нигилиста 1860-х годов, «нового человека», нет креста. Вместо него — венок, который свидетельствует о том, что герой умер без исповеди. Эта картина передаёт глубокие чувства, которые испытывают родители после потери своего ребёнка.

Старики родители

«Очередь у бассейна», 1865 год — картина Василия Перова, на которой изображена группа людей, стоящих в зимней очереди к колодцу, чтобы набрать воды. На картине можно увидеть, как они, одетые в старую изношенную одежду, с трудом удерживаются на ногах. Однако они вынуждены стоять в этой очереди, потому что никто не возьмётся за такую работу, кроме них самих. В этой очереди можно увидеть даже детей. На заднем плане, сквозь снежную бурю, виднеются богатые купола церквей. Художник включил их в картину, чтобы подчеркнуть контраст между бедностью низших слоев населения и богатством высшего общества.

У бассейна

Картина «Сцена на могиле», созданная в 1859 году Василием Григорьевичем Перовым, представляет собой живописную интерпретацию русской народной песни, повествующей о плаче по умершему. На полотне изображены три женщины, стоящие на могиле: мать, сестра и жена. Их скорбные лица и позы наполнены сочувствием и горем. Центральное место на картине занимает мать, одетая в траур и склонившаяся к могильному кресту. Её лицо выражает глубокую скорбь и отчаяние. Мать оплакивает потерю сына, единственного кормильца. Сестра, напротив, печальна, спокойна и обессилена. Молодая вдова, в свою очередь, полна переживаний. Некоторые искусствоведы предполагают, что она уже смотрит на солдата, стоящего неподалеку, с надеждой на будущее. На заднем плане картины открывается сельский пейзаж: деревья, поле и низкое небо. Он создает атмосферу уединения и спокойствия, которая контрастирует с эмоциями, бушующими у могилы. Перов умело использует свет и тень, чтобы создать драматический эффект. Центральная группа персонажей освещена ярче, чем остальной фон, что привлекает внимание зрителя к эмоциям персонажей. Цветовая гамма картины довольно сдержанная, преобладают тёмные и приглушённые тона, которые усиливают чувство траура и печали. Сейчас эта удивительная картина хранится в Третьяковской галерее, в зале Василия Перова.

Сцена на могиле

«Проводы покойника» — это картина Василия Перова, написанная в 1865 году. Сюжет: По заснеженной дороге медленно движутся маленькие старенькие сани. На них с трудом помещаются простой деревянный гроб и двое детей — мальчик и девочка. Места настолько мало, что вдова вынуждена сесть на край гроба, чтобы править тощей и уставшей лошадью. Композиция: Художник использует диагональную композицию, которая должна передавать действие и движение. Однако позы персонажей и выражения их лиц говорят об отсутствии бурных чувств. Стиль и передача трагизма: От картины веет смирением и безысходностью. Сизые тучи, нависшие над скорбной процессией, только усиливают тоскливое и мрачное впечатление.

Проводы покойника

Возникает интересный вопрос: мы все живы как личности, пока в нас есть сострадание к убогим и сирым, неравнодушие к человеческой беде и желание помочь другим. Но где та грань, за которой страдание может разрушить нашу жизнь и наше простое человеческое счастье?

Поэты, художники, писатели и философы XIX века, вдоволь насладившись в своих произведениях темами несчастья и страдания, предвосхитили торжество позитивной философии и психологии в XX и XXI веке. «Думай позитивно, и будет тебе счастье и достаток», — как бы говорили они. Однако это уже другая крайность, достойная порицания.